Родной же ГууРоллерс, елки палки

Промываем подшипники (детальный разбор).

Подшипы в роликах - это основа, за ними нужен постоянный и качественный уход. По разборке и обслуживанию подшипов говорят много и, в общем, все статьи сводятся к одному и тому же. По моему мнению, наиболее качественное описание этих процессов находится на сайте www.roller.ru > Основы > Мастерская, описывать это по своему на нашем сайте не имеет особого смысла т.к. это будет, по сути, повторение. Однако, представленное описание достаточно поверхностно, при его использовании у людей, не имевших подобного опыта ранее, возникают различные затруднения. Наша же статья, как раз, призвана разобраться в этих мелочах, максимально дополнить и совсем не претендует на статус оригинальной и ориентирована на людей разбирающих подшипы впервые.

И так, материал, надеюсь, прочитан, приступаем к делу:

1) Подготавливаем материал и инструмент.
Требуется (подведем общий итог):
- Ключи и приспособления для снятия колес и подшипов.
- Бензин (можно использовать не только его).
- ЛИТОЛ-24.
- Банка с крышкой.
- Ванночка.
- Деревянная палочка для насаживания подшипника.
- Канцелярская кнопка с пластиковой ручкой или нож с острым носом.
- Две не глубокие, но устойчивые тары для складирования получившейся кучи запчастей.
- Две тряпки, чистые, сухие, из плотной ткани, не обсыпающиеся по краям.
- Щетка типа зубной или ее подобие
- Пара-тройка газет.
- Одежда, которую "можно" испачкать.
- (По желанию) обычный медицинский шприц с иглой (5 милилитров или чуть больше как раз хватит).

Подробнее:
- Бензин можно заменить керосином, саляркой или любым растворителем, спиртом, ацетоном... керосин продается в хозяйственных маг.~9 руб. - литр. Бензин, конечно, стоит дешевле, но он сушит металл, чего не делает керосин. Так что тут еще есть над чем подумать. Но в данном случае будем использовать именно бензин, т.к. это вещь распространенная...
Бензина нам много не требуется, грамм 400. Для людей не связанных с автомобилями добывание бензина может превратиться в долгую и утомительную охоту, т.к. на АЗС бензин отливают ТОЛЬКО В МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КАНИСТРЫ С ПЛОТНОЙ КРЫШКОЙ, никакого стекла и пластика. ( кстати, меньше 2 литров на заправках вам никто не нальет). И не забудьте слить то, что осталось в шланге ;). Между прочим, этим способом можно бесплатно разжиться небольшим количеством бензина, если только с заправки не прогонят. Если подходящей канистры нет дома, то ищите друзей автомобилистов ... P.S. Сливать бензин из бензобака методом извините "отсоса" не рекомендую, поберегите здоровье. Бензин лучше использовать 78-ой, т.к. повышенное октановое число, содержащееся в других марках, никакого отношения к промывочным качествам не имеет и быстро испарится, оставив тот же 78-ой. И вообще, чем ниже марка бензина, тем больше он подходит для промывочных целей.
- ЛИТОЛ, около половины спичечного коробка (или другая смазка, но т.к. эту статью, я уверен, будут читать люди, разбирающие подшипы впервые, то для начала ничего лучше не найти. Можно, конечно купить смазку и в фирменном магазине ... например K2 Recing gel, но за него вы отвалите около 8 североамериканских президентов). ЛИТОЛ продается в любом маг. автозапчасти или можно опять потрясти друзей автомобилистов (это вам вообще выйдет бесплатно).
- Банка на литр или пол-литра будет в самый раз, ищите крышку по плотнее, а горлышко пошире.
- Как известно, обрезанная пластиковая бутылка - лучшая ванночка.
- Насчет палочки-выручалочки - можно взять и пластик, только внимание, некоторые его разновидности в бензине могут начать плавиться и линять. На худой конец сойдет и карандаш, обмотанный скотчем, наматываем эдакой лесенкой...
- Непонятные тары требуются, для складирования снятых стопорных колец и пыльников т.к. в процессе можно посеять парочку :)
- Тряпки нужны для вытирания рук и подшипов от смазки и бензина. В конце их придется выкинуть. Салфетки и ворсистая ткань не подойдут. Об штаны руки вытирать противопоказано :)))
- Медицинский шприц можно по желанию использовать для качественной промывки, а затем и для нанесения смазки, но это, повторюсь, по желанию.

2) Рабочее место.
Возможно, этот пункт самый важный. От того, как вы организуете свое рабочее место, будет зависеть качество выполненных вами работ и то, насколько быстро вы все закончите. (Заранее спланируйте свое время, отведите минимум 2 часа).

Так как при промывке мы будем использовать бензин, вполне понятно, что дома с ним работать нельзя. Соответственно, нужно выбираться на открытый воздух. Подойдет: открытый балкон, скамейка возле дома, в парке, на худой конец в подъезде на ступеньках. Нетрудно понять, что для спокойной деятельности требуется спокойное место вдали от детворы, придурков, надоедающих тупыми вопросами прохожих, защитников природы, правопорядка и свежего воздуха. Отметим, что промывку подшипов лучше вести в безветренный, погожий денек, без опасения попасть под дождь.

Однако, в силу гигиены подшипов, вести все не бензиновые работы на улице неудобно, советую вернуться домой на второе рабочее место. Внимание, и еще раз внимание, это, как и предыдущее место, должно быть: сухим, светлым, непыльным (ветер тут не товарищ). Важно следить за тем, чтобы в свежепромытые подшипы снова не попала грязь и песок с рук, газет, окружающей среды т.к. это увеличит их износ или заставит повторить процедуру. Наиболее трудно сохранить чистоту рук при непосредственном смазывании, руки липкие, к ним пристает то, чего, казалось бы, и быть не должно. Рекомендуется заранее подготовить место, протереть от пыли, разостлать чистые газеты или бумагу, разложить инструмент.

3) Снятие с рамы и разборка подшипов.
Все пишут про разборку подшипов, но мало кто рассказывает как вообще снять колесо (есть люди, которые этого не знают).

Снимается колесо просто. Тут два варианта, одним ключом или двумя. Насчет двух понятно, вставляем ключи в пазы на оси, обычно это 4мм четырех и пятигранники, и откручиваем против часовой стрелки. Когда один ключ, то тут есть маленькая хитрость - откручиваем с одной стороны не до конца, затем нажимаем на выступающую часть, ось перемещается, показываясь на другой стороне. Далее доотвинчиваем то что начали и вынимаем обе части оси.

Рекомендую после снятия снова собрать ось в руках без колеса, чтобы ничего не потерялось, и сложить все запчасти в какую-нибудь тару. И не удивляйтесь огромному количеству запчастей :)

Разбор и снятие подшипа с колеса отлично расписан на roller.ru - не будем повторяться. Добавлю только, не торопитесь. Главное при разборке не повредить составные части, если стопорному кольцу это не так важно, то если вы помнете пыльник, то его придется рихтовать или вообще не ставить, т.к. потом, в процессе кручения сепаратор может задевать за вмятины на пыльнике, а это ни к чему хорошему не приведет (я такие подшипы видел не раз).

4) Непосредственная промывка частей.
Помимо промывки подшипов рекомендуется почистить ботинок (постирать сапожок в жестких ролах), прочистить влажной тряпкой раму, помыть с мылом колеса, почистить оси, также промыть в бензине втулки (иногда не обязательно), сепараторы и пыльники (обязательно).

Методику промывки, я надеюсь, вы уже уяснили. Загружаем очищенные от грязи подшипы в заготовленную банку, затем заливаем бензин (наиболее удобная последовательность), наливаем так, чтобы подшипы утонули полностью, больше - пустой перевод топлива. Оставляем на 15 минут, время варьируется от количества имеющейся в подшипе смазки. Пока мы выдерживаем подшипы можно пойти помыть колеса, чтобы они успели высохнуть, хотя это можно сделать и еще раньше. Затем, как известно, требуется потрясти банку. Отличный способ промывания, но тут нужно быть осторожным, во время тряски бензин начинает быстрее испаряться, и когда вы откроете крышку, можете столкнуться с эффектом, похожим на открытие пивной банки. По этому, держите открываемую емкость подальше от глаз. Не стоит истошно трясти банку, можно повредить как ее, так и находящиеся в ней подшипы, которые бьются друг о друга. Я бы рекомендовал круговые движения в горизонтальной плоскости.
В особо запущеных случаях не помешает и повторная промывка в новом бензине, только без выдерживания.
Затем удаляем приготовленной зубной щеткой то, что отказывается вымываться. В особых случаях и труднодоступных частях подшипа используем шприц. Набираем в него (чистого, чтобы не забилась игла) бензина и прямо в банке направленной струей удаляем все что еще могло остаться.

Далее, вынимаем по одному и раскручиваем на палочке в низкой посудине. Это достаточно важная процедура, т.к. в ней мы избавляемся от наиболее вредного подшипам мелкого песка. Складывая на бумагу для просушки готовые подшипы, убедитесь в кристальной чистоте этой поверхности, при сильном ветре, мелкая пыль может снова занять свое место в наших подшипах.

Отдельное обращение к чистюлям, которые боятся испачкать пальчик в бензине - не бойтесь, газолин - не кислота, с вами ничего не будет. А особо умных следует предостеречь от использования бытовых (желтых) перчаток, от пребывания в бензине они начинают терять свою форму и лопаться.

Сушиться подшипы будут не долго, две минуты и можно идти в помещение, смазывать.

5) Смазывание подшипов и их сборка.
Меняем наше рабочее место и переходим в помещение. Новое рабочее место должно быть приготовлено заранее. На всякий случай помоем руки с мылом и приступаем к смазке.

О применении и разновидностях смазки вы, надеюсь, уже прочитали ранее. Рассмотрим подробнее применение нашего, заранее припрятанного ЛИТОЛа-24. Тут, кстати, может снова пригодиться шприц. Прямо из тюбика загружаем смазку в шприц, сняв поршень. Но особой пользы в этом я не вижу, а испачкать маникюр придется всеравно.
При выдавливании из тюбика, было бы неплохо первые 3-4 мм смазки не использовать. ЛИТОЛ накладываем пальцем (трепещите белоручки), небольшими порциями, методично стараясь его втереть внутрь подшипника. Данную процедуру проделываем с обеих сторон. Затем пробуем, как бы покатать подшип, для равномерного распределения смазки и снова подмазываем в тех местах, где это требуется. На глаз, смазку накладываем так, чтобы немного закрыть сепаратор. Вообще смазки много не бывает, лишняя выйдет сама, правда это пачкает оси и раму, к вылезшей из подшипов смазке пристает грязь, появляется лишний хруст при соприкосновении внешней стороны пыльника с элементами рамы, правда без ущерба подшипу, но все равно неприятно.

Особое внимание отдавайте чистоте рук, не старайтесь их вытереть. К липким рукам волей-неволей пристает всякая дрянь, что может существенно изменить первозданную чистоту ваших замученных подшипов.

Далее собираем подшипы в исходное состояние. Вкладываем внутрь подшипа чистые, заранее отмытые пыльники с обеих сторон, закрепляя стопорными кольцами. Пыльник должен ложиться надписями и выпуклой стороной вверх. И не бойтесь брать запчасти ЛИТОЛьными руками, им все равно. Со стопорными кольцами есть маленькая хитрость, в некоторых случаях они имеют едва заметную, сферическую форму, если смотреть на них с торца. Так вот, на лежащий на столе подшип с пыльником накладываем кольцо так, чтобы (если мысленно представить) полусфера находилась сверху, тогда кольцо встанет без проблем. В некоторых случаях стопорное кольцо желательно чуть-чуть "разжать" руками, для увеличения радиуса, это позволит ему лучше держаться в подшипе, глубже "сядет". Не севшее до конца кольцо необходимо вдавить на место тем приспособлением, которым до этого его снимали.

Внимание - Стопорное кольцо должно как бы провалиться в подшип, его почти не должно быть видно, если у вас оно не "провалилось", а просто лежит, попробуйте его вдавить, если не получается, то снова снять и перевернуть, вставив до исчезновения. Учтите, неправильно вставленное стопорное кольцо даст о себе знать почти сразу, т.к. скорость вращения колес очень большая, в таокй подшип быстрее проникнет грязь, быстрее сползет смазка, да и вообще может слететь пыльник, а стопорные кольца можно будет собирать по всему ВДНХ или еще где...

Если вы недосчитались пары деталей, не паникуйте, вставьте обиженный подшипник проблемной стороной внутрь колеса.

После сборки подшипов, берем заготовленную плотную ткань и протираем каждый. Сильно усердствовать не требуется, убираем основную массу лишней смазки, особенно внутри подшипа, там, где крепится втулка.

6) Общая сборка конструкции.
После выполнения всех комплексных процессов начинаем собирать наши ролы, так сказать, возвращать их к жизни.

Сначала собираем колеса, убедившись, что они высохли после помывки. Вставляем подшип в колесо, плотно вдавив его до упора, внутрь вставляем втулку и закрываем эту композицию вторым подшипом. Собранные колеса устанавливаем на раму в соответствии с правилами ротации колес (Об этом я уже писал, статья "Меняем колеса местами"). При закручивании ось не следует сильно затягивать, достаточно легкого упора (на некоторых моделях пары "щелчков").

Затем идем, моем руки, убираем весь получившийся бардак и вперед к нам на стрелу...

P.S. Если я что-то пропустил, кто-то не согласен с материалом, хочет его дополнить, пишите - разберемся. Еще раз оговорюсь, что статья рассчитана на людей разбирающих ролы впервые.

- Admin -

Отдельное спасибо Dime-у за маленьке, но ценные добавления.

Вернуться назад


Здесь напрягался FineDesign
Наше.мыло: fdsupport@mail.ru
Сайт создан в системе uCoz